Для снятия сцепления не требуется разборка других узлов. Деталь легко доступна, просто фиксируется, разборка не требует особых навыков. Но нужно знать некоторые нюансы, описанные ниже.
Необходимый инструмент
Базовая конструкция этого элемента на всех современных бензопилах одинакова. Однако технический дизайн отличается, поэтому для разных марок и моделей могут потребоваться разные инструменты.
Чтобы снять сцепление на всех бензопилах, необходимо:
- Отверткой для снятия стопорного кольца крышки коробки передач с вала,
- В зависимости от модели вам понадобится обычный гаечный ключ для откручивания самого центробежного механизма (барабана) или гаечный ключ с двумя штифтами, например, тот, который используется для затягивания гаек на кофемолке.
- для фиксации вала маховика (коленчатого вала), на котором закручен центробежный механизм, требуется фиксатор.
Коленчатый вал фиксируется запиранием поршня в цилиндре с помощью стержня из мягкого металла или троса с завязанными узлами.
Не рекомендуется использовать твердый металл, это может повредить поршень. Нельзя использовать даже такие слабые материалы, как пластик. Они могут разбиться, рассыпаться и упасть в окна цилиндров, полость карбюратора или картер. Так что для их снятия оттуда потребуется полная разборка двигателя, а это лишние проблемы.
Нет съемника? Тогда используем веревку в качестве стопора
Самый распространенный вид шапки - это веревка. Выкрутите свечу зажигания, приблизьте поршень к верхней мертвой точке (ВМТ), вставьте кусок струны в отверстие для свечи зажигания и закройте его. Поршень фиксируется плавно, при этом вал, на котором закручена корзина муфты, не вращается, что позволяет откручивать резьбовое соединение.
Так выглядит оригинальная кепка Stihl, но можно воспользоваться и бесплатным вариантом - веревкой от стартера с узлами. Достаточно 1-2 узла.
Примеры демонтажа на самых распространенных инструментах
Все бензопилы имеют одинаковую конструкцию сцепления, только две известные марки имеют существенные отличия: Calm и Husqvarna, а все остальные бензопилы имеют конструкцию, аналогичную первой или второй марке.
Как снять сцепление на примере бензопилы Штиль 180
Разборка барабана сцепления на бензопилах Stihl 170, 180 имеет свои особенности и немного отличается от аналогичной операции на других марках. Кстати, также рекомендуем прочитать, чем отличаются модели 170 и 180, в статье раскрыты самые интересные отличия, которые не видны с первого взгляда.
В частности: эти штифты имеют тонкий шатун коленчатого вала, на котором установлен поршень. При жестком упоре поршня и сильной нагрузке на вал шатун легко может сломаться при откручивании. При этом резьба гайки барабана на этих моделях, как правило, легко откручивается.
Поэтому нет необходимости блокировать поршень тросом или жестким стержнем. Вместо фиксатора поршня свеча зажигания остается скрученной, что затрудняет перемещение поршня. Гайка откручивается торцевым ключом с помощью пневматического или электрического ключа на высоких оборотах ключа. При этом в камере сгорания образуется сильное сжатие воздуха, ход поршня затруднен, а высокая скорость ключа позволяет открутить резьбу.
На Calm и большинстве моделей других производителей резьба корзины откручивается по часовой стрелке (левая резьба). Эта обратная резьба используется на деталях, которые во время работы вращаются против часовой стрелки. Левая резьба в этих случаях позволяет избежать скручивания и обеспечивает «самозатягивание» резьбы во время работы.
Когда ключей нет, корзина откручивается от ударов при навинчивании свечи. Штанга помещается в окошко центробежного механизма и ударяется молотком. Как правило, достаточно двух-четырех ударов, чтобы сорвать затяжку нити с ее положения.
Процедура разборки очень проста и состоит всего из 4 шагов, знайте пошаговую инструкцию с фото:
- На корпусе бензопилы снимается чехол, закрывающий шину.
- С вала снимается стопорное кольцо (поз. 2 на фото) (поз. 3 на фото), которое фиксирует крышку барабана с шестерней (поз. 1 на фото).
- По часовой стрелке закручивание нити прекращается одним из вышеперечисленных способов (ключом, штрихами).
- Корзина вручную откручивается от резьбы до конца и снимается.
Сборка выполняется в обратном порядке. Перед сборкой на игольчатые роликоподшипники наносится специальная смазка - несколько капель масла или специальной густой смазки.
Что нужно знать, чтобы поменять на Штиль 250?
На всех бензопилах отечественного производства Штиль муфта имеет идентичную конструкцию и, как следствие, снимается одинаково, например на моделях 180 и 250, нет даже визуальной разницы. Поэтому, если вам нужно снять сцепление с бензопилы Stihl 250, прочтите приведенный выше алгоритм на модели 180, он применим и к этой модели.
Нюансы замены на бензиновых пилах Хускварна
При одинаковых принципах работы техническая конструкция сцепления на Husqvarna отличается от Calm и других брендов.
- Крышка барабана со звездочкой трансмиссии расположена не над механизмом, как у Штиля, а под эксцентриковым механизмом (корзиной). Поэтому для замены этой детали снимается вся корзина. (На Calm эта крышка находится сверху; для замены просто снимите стопорное кольцо и не снимайте весь барабан).
- На Husqvarna нет шестигранной гайки, чтобы открутить корзину эксцентрикового механизма шестигранным ключом. Вместо этого есть отверстия для шплинтов, вроде тех, что используются для затягивания гаек».
В профессиональных сервисных центрах и мастерских для разборки корзин Husqvarna используются специальные датчики для упора поршня и шпоночных гильз с двумя наконечниками для прядения и скручивания пряжи.
Стоит такой инструмент недешево. А для разовой работы в домашней мастерской приобретать нет смысла. Поэтому поршень фиксируется тросом, как описано выше.
Детали сцепления бензопил Husqvarna, как видите, ничем не отличаются.
Для откручивания используйте гаечный ключ подходящего размера с двумя наконечниками или шину самой бензопилы. На конце шины, который скрыт под крышкой, есть два поперечных отверстия, расположенных перпендикулярно регулировочной канавке. Что касается положения, то они соответствуют размерам отверстий для откручивания корзины. Вставьте два винта в отверстия шины, закрепите их гайками. Диаметр шурупов должен входить в отверстия в механизме. В результате получился гаечный ключ с двумя остриями и мощным рычагом
Не все пильные полотна имеют эти специальные отверстия. Однако их можно проткнуть. Причем не только на шине, но и на металлической полосе толщиной 3-5 мм. Таким образом можно сделать подходящий ключ для снятия / установки этой детали. Здесь главное точно измерить и просверлить отверстия, чтобы они совпадали с отверстиями на барабане.
На всех отечественных бензопилах Husqvarna сцепление имеет идентичную конструкцию и, как следствие, снимается одинаково, например, на моделях 137 и 142, нет даже визуальной разницы.
Сцепление бензопилы Husqvarna 137
Как открутить на китайских пилах вроде Хутер, Партнер, Карвер?
Наиболее существенные различия в технических характеристиках сцепления и методах разборки между немецким Calm и шведским Huskvarna. Они описаны выше.
Десятки других брендов, включая Partner, Hooter, Carver, являются вариациями этих двух основных брендов.
Размеры гаек, шаг резьбы на валу, диаметр самих корзин, расстояние между отверстиями для специальных ключей, стопорных колец и способы их крепления, форма и положение пружин могут различаются. Но в целом устройство и способы снятия корзин у всех современных бензопил идентичны.
Сцепление бензопилы Patriot, визуально похоже на дизайн Husqvarna
Устройство и принцип работы
Корзина сцепления современных бензопил - простое и удачное техническое решение. Полностью отвечает всем требованиям, предъявляемым к такому узлу:
- автоматически, без специальной активации со стороны оператора, передает крутящий момент от двигателя к цепному приводу на скоростях выше холостого хода,
- не сдвигает цепь как минимум,
- защищает двигатель, если цепь застревает в дереве (сцепление проскальзывает, двигатель не останавливается и не заклинивает).
Муфта состоит из двух основных компонентов:
- Центробежный механизм с пружинами.
- Внешняя крышка с цепной передачей.
именно благодаря взаимодействию этих узлов сцепление автоматически активируется при увеличении оборотов.
1 - Барабан (верхняя крышка с шестерней), 2 - Муфта, диск сцепления (механизм с пружинами), 3 - подшипник.
Центробежный механизм прикреплен к резьбе вала двигателя. На малых оборотах (холостой ход) он вращается, не касаясь шестерней внешней ведомой крышки. По мере увеличения оборотов центробежная сила отталкивает сегменты сцепления. Они прижимаются шестерней к внешней крышке и начинают ее вращать, вступая в зацепление с ней за счет силы трения. Цепь начинает двигаться.
При уменьшении скорости пружины возвращают (сжимают) сегменты в прежнее положение, между крышкой и ею же появляется зазор, цепь останавливается.
Особенностями данной конструкции являются износ сегментов центробежного механизма и внутренней поверхности внешней крышки из-за трения.
Износ ускоряется из-за неправильной активации на высоких скоростях с включенным предохранительным тормозом.
То же самое происходит и с частыми деревянными цепными замками. В этом случае вал вращается с большой скоростью. Сегменты отталкиваются центробежной силой и прижимаются к внутренней поверхности внешней крышки. То есть сцепление включено в рабочий режим. На этих скоростях сегменты и крышка шестерни должны вращаться вместе, синхронно, а цепь должна двигаться. Но на тормозе и при пробуксовке сцепления увеличивается трение, перегрев и износ между сегментами и внутренней частью крышки.
Пространство между внутренней частью крышки и центробежным механизмом должно быть чистым. Попадание грязи приводит к неправильной работе: резкое движение цепи, скольжение цепи на малых скоростях.
Этот узел содержит игольчатые подшипники, требующие регулярной смазки. Правила их обслуживания, как и сцепления в целом, изложены в инструкции по эксплуатации каждой конкретной марки бензопилы.
В каких случаях требуется замена?
Чаще всего снимаются на замену при износе зубьев и стенок ведущей шестерни.
Другие случаи, когда вы хотите удалить всю корзину:
- сцепление не выключается, пространство между центробежным механизмом и внешней крышкой забито опилками и грязью, смешанной с маслом, цепь работает на холостом ходу, не очищается без снятия.
- изношены, изношены или сломаны и требуют замены части (пружин, сегментов) или всей корзины.
- сцепление заклинивает по разным причинам (посторонние предметы, грязь, сломанные детали, разрушение или изменение положения пружин).
- когда двигатель полностью разобран.
Почему люфтит корзина сцепления?
Игра в баскетбол возможна по 2 основным причинам.
- Порвалась резьба на валу, сломана посадочная шейка вала или внутреннее отверстие на самой муфте. В таких случаях люфтит (болтается, раскачивается) вся корзина относительно посадочной оси. В этом случае вал неподвижен (без люфта).
- Разбился подшипник коленвала, на самом посадочном валу появился люфт. При этом сама корзина остается неподвижной относительно вала.
Во всех этих случаях, кроме одного, требуется капитальный ремонт двигателя с полной разборкой, заменой подшипника или всего коленчатого вала. Исключение составляет случай, когда опорный вал, подшипник, коленчатый вал, проволока целы, но детали узла сломаны, изношены или изношены. В этом случае не нужно ремонтировать коленчатый вал и подшипник с полной разборкой мотора. Меняйте только детали сцепления или всю корзину.